Город Каменец

    Затем, если верить недокуренным школьным учебникам: рыбы, жабы, фотосинтез. Ну а уж после появился Homo habilis (для слабых в иноземной мове «человек умелый») около 2,6 млн. лет назад. «Объединение звуковой сигнализации с орудийной деятельностью и периодическое использование огня» — так витиевато писали в советских книжках и рядом приводили мрачноватые картинки какого-то организма похожего на Полиграф Полиграфыча Шарикова


    Но на территорию нашего района ступил уже Homo sapiens («чел. разумный» — более поздняя версия Homo habilis) в верхнем палеолите о чём свидетельствуют вырытые места пикников-стоянок (любителям палеодемографии: на тер. Западного Полесья и Волыни они представляют свидерскую культуру 9-10 тыс. лет до н.э.)
    Далее экзогамные роды связанные общим этногенетическим происхождением (не совсем понимаю, просто оборот красивый) образовали племена. Какие же из них населяли территорию Землицы Каменецкой? Это граждане реально стрёмный вопрос, ибо не известно никому сколько разбито профессорских очков и сломано об головы кафедральных стульев в спорах об этом: угро-финские(И. Ласков), балтские (ятвяги) (В. В. Седов), славяне (дреговичи — племенное объединение восточных славян) (Е. И. Тимофеев), бужане (П. И. Шафарик), дулебы (А. А. Шахматов). Такова официальная последовательность населения региона

    мапа расселения славянских предков белорусцев
    Скажу за дреговичей так как зело много мужей учёных именно за них подписались. Итак ДРЕГОВИЧИ (бел. дрыгавiчы) название скорее всего от «дрыгва» — болото, словцо до боли напоминает литовское «drёgnas» — сырой, влажный, очень меткое описание Полесья до прихода красных миллиораторов). Характерная племенная черта — ношение на груди особой формы фигли-мигли (бел. пацерки), а именно в виде крупных бронзовых (или ещё чаще медных) зёрен-картечин с напаянными на них серебряными мелкими шариками нанизанных на проволоку, у дам племенной колорит дополняли еще и проволочные кольца-серьги обязательно с 3-мя «пацёркамi»

    те самые «пацеркi»
    Пра житие данной категории славян у разных авторов сведения самые противоположные хотя и касательно вообщем то одной эпохи: от Гардарика (страны городов) с развитым ткацким, ювелирным, деревообрабатывающим ремёслами при описании в скандинавских сагах, до летописного — «живяху звериньским образом». Отличительная фича славян описанная проф. Леонтовичем — это сожительство не на основании кровных начал, а тусовкой дружбанов с семьями на основе хозяйственных и материальных интересов (вроде Сербской задруги)
    О внешнем же виде древних славян высказывания разных заграничных дядек весьма схожи (причём как греков, римлян и прочих европейцев так и арабов). Сборный портрет таков: здоровенныя такие детины (именно сие свойство наших предков и породило одно из первых их названий — венед(т)ы («veleti», возводя его к славянской форме этнонима «veletъ/volotъ» («гигант»)), довольно крепкие (отметил византийский историк VI века Прокопий из Кесари), с преимущественно светлым хайером. Некоторые восточные авторы говорят, что славяне чуть приторможены с интересной мотивацией этого мнения: типа «что солнце редко светит над их головами». В те далёкие годы ещё вовсю рулил естественный отбор (детская смертность, невиданная в таких масштабах в Европе) посему славяне ежели не кончались во младенчестве, то доживали до седин, сохраняя при этом трудоспособность и удивительную выносливость
    В дохристианскую эру по поводу нравов высказывания чаще более суровые и жёсткие (как спина крокодила), например: византийские сочинения VI в. оставили свидетельства о жестокости славян, подобно другим язычникам стыдились забывать обиду. Язык славян греки в VI в. находили весьма грубым (это ещё без татарских матюков!). Летописец Нестор пишет, что относительно спокойным и вменяемым было племя полян, древляне же (как и народы к северу от них т.е. дреговичи) «имели обычаи дикие подобно зверям с коими они жили среди лесов тёмных». Например: ели всё, что под руку попадёт, периодически уменьшали количество соплеменников на бытовой почве (эти пережитки племенного прошлого не вымерли и по сей день), союзов брачных и целомудрия не ведали (народная дреговичская пословица «вяселле пад плотам, а шлюб потым» — это оттуда). Хотя есть и позитивные речи о загадочной славянской душе: гостеприимство, храбрость, древняя простота нравов
    Касаемо одёжи дреговичской скажу общую мысль — не сильно загонялись по шмоткам наши далёкие предки (это мысля Тацита мол «едва закрывали свою наготу» или вааще «они мало пеклись о своей наружности»). А чё, народ-то был выносливый и неприхотливый и рассекал по пущам и болотам приблизительно в следующем виде: сорочица (ну вроде рубахи длинная такая распашонка стилистика «unisex» единственное различие: мужская до колен, женская до пят), порты (они же гачи) — неширокие завязывающиеся на талии, снизу же заправлялись в ноговицы (извесныя как онучи), если осадки какие, то прикидывали ещё и вотолу (вид плаща длиной до икр с капюшоном и завязкой у шеи), ежели морозец вдарит, то еще натягивали на туловище кажушок (мехом внутрь, чаще овчинный), а на верхние конечности рукавицы (шились опять же из сложенного вдвое и вывернутого мехом внутрь куска овчинки). Нижние же конечности украшал сначала наиболее архаичный вид обуви — лапти (первое упоминание лаптей в «Повести Временных Лет» конец X в. (985 г.): «И рече Добрыня к Володимеру: соглядах колодникъ, и суть вси в сапозъх; симъ намъ дани не даяти; поидевъ искатъ лапотъникъ». Более поздние «педали» это черевья, универсальны, удобны имели вид башмаков с тесьмой у щиколотки и свёрнутым оборотом-«берцем»: надо пилить по болоту — поднял берцы, закрепил тесьмой и вперёд! Особое место в прикиде отводилось поясу (пользовались кожаными, вязаными и ткаными поясами) функций у него тьма: от портупейной (к нему подвешивался разнообразный мелкий хлам) и социальной, до обрядовой (магический знак обладания)
    Отличием дамского наряда было ношение поверх сорочицы — сукьмани, более грубой туники сбацанной из сукна и разумеется с каймой у шеи (так для прыгажосцi). Ещё одно отличие гардеробчика женского от мужскога это более широкое использование вышивки и аппликаций, а так же украшений: ожерелья (от слова жерло — «шея»), крупные зернёные бусы (такая технология известна по западнославянским землям и говорит о более высоких ювелирных технологиях), одними из основных украшениями шейного яруса являются и гривны, украшениями рук — простые проволочные браслеты
    Особо надо сказать о материалах — только natur product! Ни каких одёжек из клеёнки, нейлона и прочих отходов нефтехимии. Шерсть со скотины стриженая, растительные волокна травки Cannabis sativa (в простонародье — конопля, ганджубас, марихуанна), лён либо белый либо небелёный, меха (здесь представлены звери из всей Красной книги РБ), обувь делали из лыка (да-да из древесной коры, липа берёза — самое оно) и конечно же широко применялась кожа(юфть — толстая, опойка — более тонкая). Юному технологу будет интересно как же его предки доводили природные дары до швейного материала… Вуаля: дубление кож в основном растительное (танины добывали из дуба или на крайняк ивы), красили ткани ольховой корой и окисью железа (умудрялись вытягивать её из болотной руды), детали одежды скрепляли навощенными льняными нитками двухниточными выворотными швами (во как!). Интересно, что на нашей земле находят и иноземные ткани (аксамит, шелк, шитая золотом парча). За этим импортом ездили в shop-туры в заморские страны, например, в Византию и Арабский Восток, отбивая драгоценный текстиль у хазарских рэкетиров на обратном пути
    Основным занятием пращуров наших являлась земледелие и, если учесть, что территория Европы в те времена сплошной (именно сплошной!) лес, то для того, чтобы замутить несколько соток под пашенку приходилось неслабо помудохаться с дровишками: лес порубать, пеньки подёргать и уж только потом вгрызаться в землицу Каменецкую (в общем подсечно-огневое земледелие). Что сеяли? Ясен пень не бульбу и помидоры…а просо, ячмень, гречку, рожь, а так же лён, канапельку. Разводили зверушек: свиньи, коровы, мелкий рогатый скот. Не чурались охоты и рыбалки не в смысле пьянства, а промысла ради. Временами подобно Вини Пуху занимались бортничеством (реквизировали мёд у очень диких пчёл). Земледелие как считается и обусловило оседлый образ жизни. Итак пришли, выбрали место, обязательно на берегу водоёма в идеале с проточной водой, на высоком берегу (ато в паводок затопит) иногда обнося поселение оградой, так на всякий пожарный. Исходя из этого видно, что понятие о санитарных нормах присутсвовало
    Жилище было похоже на блиндаж времён Великой Отечественной, араб Ибн-Даста не даст соврать: «Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, и на крышу накладывает земли»

    жилище предков
    Позже изнутри стены обкладывали брёвнами, на противоположном от входа крае делали очаг (считается основным отличием от планировки балтов, у которых очаг был в центре хибарки), рубили деревянный наст — полати (ну не на земле же отпочивать). Отопление житла велось в особо зкстремальном режиме: «Взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду». Нехитрая утварь домашняя была сплошь деревянной
    Про пищу можно изречь следующее: очень здоровая и полезная, но современный человек её в душу не вобьёт. К примеру, пища редко измельчалась (слабо вломить цельную луковицу?), каши, к примеру, гречишная — это просто «томлёная» в кипятке крупа без маслица, соли и специй. Разумеется, пресные ржаные блины, кисельки только не ягодные, а овсяный или ржаной (хит сезона: подобный клейстер из брюквы или репы). Широчайшим образом поглощались всевозможные жидкие горячие блюда «хлебово», «затируха» и т.д. Интересно, что одним из довольно древних наших блюд является такая мегавещь как свекольникЪ. Охотно шёл в пищу медок, реже подавалось мясо (как домашнее так и дикое)
    Вобщем приблизительно в таком духе жили, трудились и отдыхали наши далёкие предки дреговичи. Последнее начертанное в летописи упоминание о них относится к 6657 году (да это не глюк, календарик то у славян интересный был — житие починалось с 3 марта 5508 года т.е. 6657 соответствует 1149 году «по нашему»). В это время земли эти были уже в составе Киевской Руси...